фраза

«Делай что хочешь, но пусть сделанное приносит радость» Генри Миллер

вторник, 13 апреля 2021 г.

 Маруся

Когда наступит день, и я уйду,
Я облачусь в безмолвную звезду.
Я буду ангелом для вас, кого люблю.
И Бога напрямую попрошу,
Чтоб дал вам то, что дать я не смогла.
И если постучится в дом беда,
Я буду рядом с вами как всегда…
Когда наступит день, и я уйду.
Я вам оттуда тихо прошепчу:
"Не плачьте, я вас помню и люблю"…


    Маруся родилась 5 июня 1911 года в Белоруссии. Её родители умерли от голода когда она была ещё маленькой. Бабушка Маруси взяла на себя заботы и хлопоты о трёх маленьких детях, оставшихся без родителей. Марусю, её брата Савелия и сестрёнку Аришу бабушка привезла в Сибирь, в деревню Горбуниха Сузунского района Новосибирской области (с 1991 года этой деревни уже нет). Жизнь Маруси сложилась несладкой. Чтобы хоть как то прокормить внуков бабушка отдала Савелия (он старший из внуков) работником в богатый дом, Марусю в детский дом, самая младшая, Ариша, осталась с бабушкой. Маруся сбежала из детского дома. Бабушка отправилась её искать (на улице была зима, жуткий холод) и нашла Марусю в стогу сена. Маруся плакала: "Ты меня не любишь, Аришку дома оставила, а меня бросила". Бабушка договорилась с хозяевами, где работал Савелий, и Марусю взяли приглядывать за хозяйскими детьми.
     После того как раскулачили хозяев, Маруся уехала работать в откормочный совхоз сельсовета Петени Маслянинского района. Работала она там телятницей. Каждый день к ним приходил ветврач, который следил за состоянием новорожденных  и подрастающих телят. У Маруси аж коленки подкашивались когда Георгий давал рекомендации по уходу за малышами. Он обратил внимание на робкую голубоглазую девушку с двумя косичками. Стал за ней ухаживать, так и завязались у них отношения, в которых в 1932 году родился сын Александр,  а потом в 1934 году дочь Людмила.
     Родители Георгия бурей негативных эмоций встретили новость об его отношениях с Марией, требуя оставить её и вернуться к законной жене. Но Георгий принял решение уйти из родительского дома и жить с Марией, с его голубоглазой Марусей.
    Жизнь ещё не раз будет бить их плетью. Так в отношения Георгия  и Марии вошел суровый 1936 год. Летом 1936 года посевы зерновых, а также картофеля пострадали от сильной засухи. Нечего было кушать не только людям, но и животным. В совхозе начался падёж скота и в этом обвинили Георгия, как ветеринарного врача. Прозвучал приговор: за нанесение вреда государству 10 лет заключения в лагере строго режима. Жену Георгия, Марию и детей отправили в Томскую область в село Нарым в лагерь для семей «врагов народа». Георгий попал в СибЛаг №4, который находился в поселке Ложок Искитимского района Новосибирской области. Этот лагерь считался лагерем уничтожения. Заключенные работали в известковых карьерах, где ядовитая пыль быстро разъедала ткань легких. Георгию, как ветврачу, определили работу в пункте для откормки лошадей, сюда привозили жеребят из Бурятии и Монголии.
     Через 5 лет, в 1941 году, в совхозе сельсовета Петени повторился случай падежа скота. При детальном рассмотрении дела нашли виновника, который был причастен и к случаю 1936 года. Георгия оправдали. Начальник лагеря попросил его остаться работать ветврачом и назначил его на должность заведующего гужевого транспорта. Георгию выделили дом для проживания и разрешили привезти семью. Так Мария с детьми переехала в Ложок. С женой Георгий развёлся, объяснив причину своему старшему брату, что она в ссылке не уберегла мальчиков, которые умерли от голода.
     В сентябре 1941 года Георгия вызвали в Новосибирск на сборный пункт. Там ему дали бронь, он вернулся в Ложок и продолжил работу по выращиванию жеребят, которых потом отправляли на фронт.
     После того как заключенные прорыли ход между лагерем и погребом в доме Марии и Георгия и устроили побег, Георгию разрешили построить дом подальше от лагеря.
    Георгий и Мария пережили разлуку в концлагерях, вместе пережили холодную и голодную войну. Вместе воспитали двух замечательных детей. Любили и заботились о своих внуках. Жизнь стала налаживаться, они получили благоустроенную квартиру в первом 2-х этажном доме, который построили в поселке. Стали заживать раны, полученные в лагерях. Но….в августе 1972 года остановилось сердце Марии, его голубоглазой Маруси.
    Георгия Федоровича любили и уважали в поселке. Он не только лечил животных, но и помогал людям. К нему часто обращались за помощью, и он никому не отказывал. Его любили чужие малознакомые люди, а отец и братья так и не простили ему связь с Марией. Георгия не стало 9 апреля 1979 года после тяжелой продолжительной болезни.
Мария и Георгий с детьми
Когда наступит день, и я уйду,
Туда, где небо точно выше крыши,
Я облачусь в безмолвную звезду,
Где солнца луч не золотой, а рыжий.
Я буду ангелом для тех, кого люблю,
Закрою от невзгод и непогоды...
И Бога напрямую попрошу,
Чтобы продлил моим любимым годы.
Я дам им то, чего дать не смогла,
За эту жизнь - короткую такую,
И буду в памяти по-прежнему жива...
Узор на окнах утром нарисую.
Я буду приходить с росой в цветах,
В рассветах утренних и солнечных закатах...
И разговаривать, как прежде, но во снах,
Предупреждать о громовых раскатах.
Я не сумею вас, любимые, забыть!
Всегда со мной вы! Вечно в моём сердце!
Я для того, чтоб крыльями укрыть,
И распахнуть души прекрасной дверцы.
Прольюсь дождём весеннею порой,
Чтобы в саду вновь всё благоухало!
Зимой со снегом, а осеннею порой –
Приду я с солнцем, чтоб светлее стало!
Уберегу, согрею и спасу!
Не дам беде испепелить, больные души!
С собой невзгоды ваши заберу,
И буду рядом, чтобы сон был не нарушен.
И если постучится в дом беда,
Пусть этот стук не будет явно слышен,
Не дам ей внутрь я проникнуть никогда!
А вы подумаете - ветерок на крыше.
Когда наступит день, и я уйду...
Туда, где небо точно выше крыши,
Я вам оттуда тихо прошепчу:
"Не плачьте!" - только вы меня услышьте!

Марина Гаар



    Надежда, хозяйка блога Выдумщица, проводит весенний марафон "Для себя любимых". Задание № 10 -  "Рассказ о выдающейся женщине".
    Я написала рассказ о моей бабушке Марусе. Она не была императрицей, королевой или другой какой знаменитостью. Она была заботливой мамой, любящей бабушкой, а ещё она была рукодельницей. У Бабушки были вышитые картины и скатерти. Даже находясь в концлагере, она из разных тряпочек шила игрушки и наряжала ими новогоднюю ёлку.

12 комментариев:

  1. Оля, какой чудесный рассказ! Порой простые люди, их судьбы, насыщеннее и тяжелее, чем у императриц.

    ОтветитьУдалить
  2. Как здорово , что ты в таких подробностях знаешь свою историю!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О Сиблаг №4 священники написали книгу, т.к. среди политических заключенных и уголовников находились священники. В этой книге упомянули о моем дедушке, Георгии Федоровиче. Я купила эту книгу и дала маме почитать. Моя мама - дочь Марии и Георгия. Когда мама прочитала, сказала, что там всё написано не правильно. И только тогда она мне рассказала о жизни своих родителей.

      Удалить
  3. Какая история - до слёз тронула. Хорошо, что Вы её знаете и рассказали. А лица на фотографии такие светлые, красивые.

    ОтветитьУдалить
  4. Тяжёлая жизнь была у Марии, но был любимый человек, крепкая семья - это дорогого стоит.
    Сложно сейчас представить ту реальность - умирающие дети, несправедливые, поспешные обвинения... Комок в горле. Как страшно жить, зная, что в любой момент могут осудить, особо не разбираясь...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Даша. От дедушки и бабушки я ни слова не слышала о их жизни. Всё это мне рассказала мама, когда её родителей не стало.

      Удалить
  5. Оля, как здорово знать свои корни! Я люблю, когда бабушка рассказывает о своем детстве, юности, наверно, мало людей, кто в те годы жил легко, слишком много тяжелых событий, да и бытовых трудностей. Нам живется в разы легче! Надо это ценить...
    Спасибо, что поделилась историей своих бабушки и дедушки.

    ОтветитьУдалить
  6. Очень трогательный рассказ... Какие сильные духом были люди! Светлая им память...

    ОтветитьУдалить